Витамины — ценнейшие вещества, необходимые организму человека. Все виды обмена веществ/ работа нервной, пищеварительной, сердечнососудистой систем осуществляются должным образом только при участии витаминов.
Витаминная недостаточность уже давно известна человечеству. Некоторые заболевания (например, бери-бери) были описаны две с половиной тысячи лет тому назад.
Сегодня совершенно ясно, что бери-бери связана с недостатком витамина В. Давно известна и болезнь под названием цинга, которая вызывается недостатком витамина С. В 1747 г. шотландский врач Джеймс Линд провёл знаменитый эксперимент. Он разделил больных цингой на две группы: в первой он давал каждому по два лимона и одному апельсину в день, а во второй назначал диету, исключающую цитрусовые. На седьмой день все больные, получающие лимоны и апельсины, выздоровели, а не получающие — умерли. Однако причина развития цинги ещё долго оставалась неизвестной: одни усматривали в причинах заболевания отсутствие в пище определённых ингредиентов, другие — наличие в ней яда.
В 1911 г. польский биохимик Казимир Функ, используя накопленные данные, о болезнях, связанных с обменом веществ, высказал предположение, что в естественных продуктах питания имеются четыре вещества, предохраняющие организм от четырёх болезней — бери-бери, цинги, пеллагры, рахита. Эти вещества он назвал витаминами. В настоящее время известно более 20 различных витаминов. Большая часть из них не синтезируется в организме человека, они не образуют депо, то есть не накапливаются. Поэтому витамины должны ежедневно поступать в организм.
Основной источник витаминов для человека — пища. Однако важно понимать, что не только сам по себе рацион питания, но и качество поступающих в организм продуктов играют важную роль для устранения дефицита витаминов в организме. При преобладании в пищевом рационе углеводов организму, например, требуется больше витаминов В, В2 и С. При недостатке в пище белка снижается усвоение витамина В2, никотиновой кислоты, витамина С, нарушается преобразование каротина в витамине А. Употребление рафинированных продуктов (сахар, белый рис, просеянная белая мука и др.), содержание витаминов в которых значительно снижается в процессе обработки, также уменьшает поступление в организм витаминов.
Содержание витаминов в пищевом рационе может меняться и в зависимости от сорта и вида продуктов, способов и сроков их хранения, характера технологической обработки пищи. Употребление в пищу консервированных продуктов также создаёт большую проблему в этом плане. Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде, пастеризация и многие другие достижения цивилизации снижают содержание витаминов в продуктах. После трёх дней хранения продуктов процент витаминов значительно снижается. А ведь в среднем 6—9 месяцев в году европейцы употребляют в пищу овощи и фрукты замороженные, длительно хранящиеся или же выращенные в теплицах.
Хранение капусты при комнатной температуре влечёт за собой потери витамина С: 1 день — на 25 %, 2 дня — на 40 %, 3 дня — на 70 %.
При жарке свинины потеря витамина В составляет 35 %, при тушении — 60 %, при варке — 80 %.
Применяемые в настоящее время в сельском хозяйстве методы культивирования овощей и фруктов привели к тому, что количество витаминов А, Вт, В2, С сократилось во многих культурах на 30 %. Витамин Е почти полностью исчез из салата, горошка, яблок, петрушки, поступающих в пищу. К тому же мы не в состоянии съесть 10 кг апельсинов, моркови и творога, чтобы получить требуемую суточную дозу того или иного витамина. В повседневной жизни очень трудно добиться поступления всех необходимых витаминов в организм даже со свежей и здоровой пищей. Стрессы и неблагоприятная экология повышают потребность организма в витаминах.

Витамин А
Необходим для роста и развития тканей детского организма, поддержания иммунитета, функционирования печени, восстановления слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, обеспечивает нормальное зрение (при его недостатке развивается «куриная слепота»). Витамина А много в печени, сливочном масле, яйцах и особенно в рыбьем жире. В зелёных овощах (петрушке, шпинате, мангольде, ревене, укропе, мяте, салате) и фруктах содержится каротин, который в организме человека превращается в витамин А. Много каротина в моркови, крапиве, щавеле, абрикосах, зелёном луке, свежих помидорах.
Витамин D
Особенно необходим детям до года. Он предупреждает развитие такого заболевания, как рахит, с его помощью происходит регуляция отложения кальция и фосфора в костных тканях (при недостатке витамина D нарушается их рост). Витамин D содержится преимущественно в яйцах, сливочном масле, говяжьей печени, икре и рыбьем жире. Он образуется под воздействием солнечных лучей в кожных покровах.
Витамин К
Необходим для нормального свёртывания крови, при его недостатке развивается кровоточивость тканей. Витамин К содержится в большом количестве в цветной и белокочанной капусте (особенно в её зелёных листьях), а также в крапиве, шпинате, моркови, помидорах молочной зрелости и свиной печени.
Витамин Е
Участвует в синтезе белка, обеспечении тканей кислородом. Особенно важно достаточное количество его в рационе беременных женщин. Витамин Е содержится во многих растениях, в том числе в зародышах пшеницы, а также в растительных маслах.
Витамины A, D, К, Е являются жирорастворимыми, то есть лучше усваиваются в сочетании с жирами. Остальные витамины являются водорастворимыми.

Витамин В1 (тиамин)
Способствует укреплению нервной системы. Недостаток этого витамина в организме приводит к развитию кожных заболеваний, выпадению волос. Витамина Е^ много в гречневой и овсяной крупах, фасоли, пшеничном хлебе из муки грубого помола, в яблоках, картофеле и особенно в пивных дрожжах. Из продуктов животного происхождения витамином Вт богаты яичный желток, икра, печень, почки, сердце.
Витамин В2 (рибофлавин)
Особенно важен для растущего организма. При недостатке витамина В2 ребёнок становится капризным, у него отмечается подавленное настроение, позднее появляются рецидивирующий стоматит, сухость кожи, склонность к поносам. Витамина В2 много в рыбе, молоке и молочных продуктах, яичном белке, хлебе, дрожжах. Кроме того, он синтезируется нормальной микрофлорой кишечника.
Витамин В6 (пиридоксин)
Поступает в организм человека с мясной, молочной пищей и синтезируется микрофлорой кишечника. В материнском молоке, в отличие от коровьего молока, содержится достаточное для грудного ребёнка количество витамина В6. Витамин В6 участвует в синтезе белка, необходим для нормального развития нервной системы и работы печени.
Витамин С (аскорбиновая кислота)
Содержится во многих продуктах растительного происхождения. Особенно много витамина С в чёрной смородине, плодах шиповника, крыжовнике, апельсинах, мандаринах, грейпфрутах, цветной капусте, зелёном луке, петрушке. Аскорбиновая кислота участвует в синтезе различных веществ, необходима для функционирования иммунной системы. Потребность в витамине С особенно велика при инфекционных заболеваниях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Недостаток витамина С может повлечь развитие депрессии и истерии, вызывать кровоточивость дёсен. Витамин С разрушается, если очищенные овощи долго лежат в воде, варятся в открытой посуде, пища несколько раз подогревается.
Витамин РР (никотиновая кислота)
Содержится в мясе, рыбе, гречневой крупе, а также в овощах, фруктах, молочных продуктах. В небольшом количестве она образуется и в организме человека. При её недостатке нарушается деятельность центральной нервной системы (ухудшается память, мышление), желудочно-кишечного тракта, поражается кожа.
Нужны ли сегодня нашим детям витаминные препараты? В развитых странах авитаминозы стали редкостью. Однако у здоровых детей в результате интенсивного роста и нагрузок на организм, прежде всего после перенесённых заболеваний в период выздоровления, когда потребность в витаминах высокая, могут развиться различные гиповитаминозы. Многие лекарства, применяемые при лечении того или иного заболевания, оказывают негативное влияние на витаминный баланс организма. Гиповитаминозы не имеют чётко выраженной клинической картины. Их признаками могут быть неспецифические симптомы:
       быстрая утомляемость;
       общая слабость;
       снижение концентрации внимания;
       пониженная работоспособность;
       плохая сопротивляемость инфекциям;
       повышенная  раздражительность;
       изменения состояния кожи и слизистых оболочек. 
Дети, страдающие гиповитаминозом, быстрее утомляются во время школьных занятий, дольше выполняют домашние задания, чаще раздражаются, жалуются на то, что устали глаза.
По данным исследований белорусских учёных, структура фактического питания детей характеризуется низким потреблением наиболее ценных в биологическом отношении продуктов: мяса, молока и кисломолочных продуктов, рыбы, морепродуктов, овощей, фруктов, растительного масла. При этом потребление хлеба, картофеля, рафинированных Сахаров превышает рекомендованные уровни. Так, при изучении рационов питания детей в дошкольных учреждениях г. Минска отмечается, что около 90 . % дошкольников имеют в своём рационе дефицит тиамина, 65 % — витамина С, 60 % — рибофлавина, 50 % — фолиевой кислоты, 30 % — витамина А. У 30 % дошкольников отмечается сочетанный дефицит поступления четырёх витаминов, у 40 % — трёх витаминов, у 60 % — двух витаминов. Таким образом, с едой, традиционными продуктами, получить требуемое количество витаминов практически невозможно.
Изучение состояния здоровья детей позволило выявить выраженную связь витаминной недостаточности с витаминной неполноценностью рационов питания. Только 9 % детей имеют достаточную витаминную обеспеченность. Витаминный статус каждого десятого ребёнка может быть оценен как гиповитаминоз. Дефицит одного витамина имеет каждый третий ребёнок, недостаток двух — у половины детей. У детей выявлены даже внешние симптомы витаминной недостаточности (кровоточивость дёсен, сухость и шелушение кожи, вертикальные трещины губ). Не потому ли школьники такие невнимательные, рассеянные, ленивые?
В развитых странах, в том числе в Беларуси, серьёзной проблемой несбалансированного питания является ожирение. Во многом рост заболеваемости ожирением обусловлен изменением характера питания детей: в их рационе стало больше полуфабрикатов, содержащих значительное количество «скрытого жира, а также продуктов, богатых легко усвояемыми углеводами. Кроме того, увеличивается количество детей с осложнениями ожирения сахарным диабетом 2-го типа и другими эндокринологическими заболеваниями, артериальной гипертензией. За последние 10 лет отмечается рост заболеваемости сахарным диабетом у детей (ежегодно регистрируется около 150 новых случаев сахарного диабета: 50 — у детей 5—9 лет, 100 — у детей 10—14 лет).
Министерством здравоохранения за последние 4 года проведена значительная работа по улучшению качества питания детей в учреждениях образования. Разработана основная нормативная база по питанию (руководства по организации питания детей, нормы питания по всем типам учреждений образования, сборники рецептур блюд для дошкольных учреждений, для учреждений общего среднего и профессионально-технического образования). Разработан «Типовой ассортиментный перечень буфетной продукции, реализуемой в столовых (буфетах) учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и специального образования». Улучшился ассортимент реализуемой буфетной продукции. Из ассортиментов школьных буфетов исключены чипсы, цветные газированные напитки, по предложению органов госсаннадзора во многих школьных буфетах организована реализация напитков из клюквы и плодов шиповника. Повсеместно реализуется бутилированная питьевая вода. Школьные рационы рекомендовано разнообразить, отдавая предпочтение продуктам, обогащенным витаминами, минералами, биологически активными веществами.
С целью коррекции питания населения пищевые предприятия Беларуси выпускают продукты питания (хлебобулочные изделия, молочные продукты, мясные консервы), обогащенные витаминами.
Полностью оправдано и употребление поливитаминных препаратов детьми и подростками. Витамины могут быть натуральными или синтетическими. Натуральные витамины получены обработкой природных компонентов — растений, минералов, органов животных и т. д. Синтетические витамины получены из отдельных химических веществ в специальных лабораториях. Синтетические витамины соответствуют по своему химическому составу натуральным витаминам, хотя и содержат только изолированные витаминные формулы без других необходимых и питательных веществ.
По мнению доктора биологических наук профессора Т. С. Морозкиной, «обеспечение физиологической потребности человека в витаминах наиболее эффективным и доступным способом достигается путём регулярного включения в пищу поливитаминных комплексов или пищевых (биологических) добавок, содержащих концентраты витаминных субстанций. Иначе говоря, не существует альтернативы применению поливитаминных комплексов, если речь идёт о предупреждении и, тем более, устранении витаминной недостаточности».
При выборе поливитаминного препарата для профилактических курсов у детей следует обратить внимание на сбалансированность, то есть наличие в составе всех признанно необходимых витаминов, и максимальную приближённость доз витаминов к суточной потребности.